Breadcrumbs




Версия для слабовидящих


Версия для слабовидящих


Кто онлайн


Сейчас 3 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте



Страничка логопеда. Капельки слова

Капельки слова

 

   IMG_5812Искажение слогового состава слова призваны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи.

   Если это нарушение во время исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменением в развитии личности ребенка, таким как формирование застенчивости, замкнутости и неуверенности в себе. Это будет мешать ему как в обучении, так и в общении с сверстниками и взрослыми.

   Логопедическая работы по устранению нарушений слоговой структуры слова  многопланово по своей тематике, требует материала, рассчитанного на учебно-игровую форму работу. На поиск его учитель-логопед обычно затрачивает значительные усилия. Это и подтолкнуло меня подобрать и систематизировать такой практический материал с заданиями и игровыми упражнениями, который помог бы преодолеть не только нарушение слоговой структуры слова, но и параллельно с эти развивать все компоненты речевой системы.

   В 2002 году совместно с логопедом Лугаревой Л.В., кандидатом психологических наук, мы издали методическое пособие «Капельки слова». Книга отражает наш 20-летний опыт работы по коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

   Кто работает е детьми лет, хорошо знает, как нелегко приходится логопеду. Ребята чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво.

   Как заинтересовать ребёнка? С помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Уверена - для этого занятие логопеда должно превратиться из скучных заданий и тренировок в мир красок, звуков, фантазий, света, сказки, творчества.20

   Мы постарались привнести всё это, отнюдь не отвергая традиционных приёмов и методов. Дети всегда запомнят лучше то, что им интересно. Игра способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Исходя из игровой задачи, дети осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают её более интересной.

   Дошкольники и младшие школьники очень любят слушать сказки, приключения букв и сказочных персонажей, сочинять свои. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например: Айболит, Белоснежка, Винни-Пух, Гномик Незнайка, Петрушка.            Используются сказочные персонажи, имена которых  соответствуют изучаемой слоговой ступени. Например, при изучении трёхсложных слов с открытым слогом в гости к детям приходит бабушка Федора, а со стечением двух согласных - Незнайка и т.д.

   У каждого сказочного персонажа свой позывной звук. Для чего нужны на занятиях «звучащие» персонажи? Для того чтобы дети учились узнавать предмет по характерному для него звуку, что будет способствовать развитию слухового гнозиса.

   283На занятиях используются упражнения, обращенные ко всем анализаторам (зрительному, слуховому, двигательному, кинестетическому); особое внимание уделяется работе с ритмом: многократному повторению одних и тех же слов в разных вариантах в сочетании с музыкальным сопровождением. Наряду с этим применяется отстукивание слоговых цепочек путём соприкосновения большого и среднего, большого и указательного пальцев ведущей руки, причём одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами.

   Роль организующего начала выполняет метроном, использование которого на занятиях оказывает выраженное тонизирующее воздействие на центральную нервную систему ребёнка.

   Для профилактики сколиоза много заданий дети выполняют стоя, а если сидя, то обхватив руками спинку стула («соло» для позвоночника).

   Каждый ребенок на занятии обеспечен личным альбомом, богатым иллюстративным материалом, который способствует привлечению внимания детей и увеличивает объем запоминания. А также при соотнесении слова с картинкой у ребенка развивается наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребенка.

   Пособие «Капельки слова  - не сборник разрозненных схем, а законченные самодостаточные занятия-игры в помощь логопеду, пытающемуся с помощью  игрового и занимательного материала сделать обучение более радостным, интересным.

учитель-логопед

Шарапова Людмила Анатольевна

 


ООО "СКА"